Вторник, 30.04.2024, 10:16

 
МКОУ Юдихинская СОШ  (филиал в с. Мезенцево) Алтайский край Тюменцевский район

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Безопасность [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Февраль » 17 » "На страже Родины"
12:34
"На страже Родины"
17 Февраля 2010г в  прошел  общешкольный классный  час.
 Тема: «На страже Родины». 

Классный час посвящен Дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).

Провели это мероприятие  классные руководители 1,4 кл. Терновых Светлана Ивановна, Дорожкина Лариса Михайловна. 

Цели: воспитывать уважение к своему народу, к истории своей страны, приобщать к славным боевым традициям русской армии, развивать навыки общения, формировать положительную нравственную оценку армии, солдатской службы.
Форма: путешествие в глубь веков.
Подготовительная работа с детьми:
1.Класс делится на группы, и каждая группа получает свое задание:
-экипаж машины времени (командир и штурман)- провести путешествие, предоставить слово экскурсоводам, историкам, летописцам (все слова- в сценарии);
-экскурсоводы - рассказать о положении в XIII веке, о нашествии крестоносцев;
- историки – начертить карту Ледового сражения, нарисовать портрет Александра Невского, каким они себе его представляют, нарисовать орден Александра Невского;
-летописцы – нарисовать картину «Поединок русского дружинника и немецкого рыцаря», изготовить «свиток» древней рукописи (рулон бумаги с оборванными краями), выразительно прочитать цитату из летописи.
Оформление класса: на доске вывешиваются все материалы: портрет А.Невского, рисунок А.Невского, схема битвы на Чудском озере, плакат «Дни воинской славы России».
План классного часа:
1.Вступительное слово.
2.Путешествие в глубь веков
3.Турнир будущих воинов:
- «артподготовка»;
-«полоса препятствий».
4.Подведение итогов.
Ход классного часа.
I. Вступительное слово
Классный руководитель. 
Дорогие ребята, на этой неделе наша страна отмечает праздник – День защитника Отечества. Наши армия, флот всегда стояли на страже Родины, защищали независимость и мирную жизнь России. Защита Отечества – это священный долг каждого мужчины в нашей стране. Поэтому 23 февраля мы всегда поздравляем всех мужчин.
И я от всей души поздравляю наших мальчиков с Днем защитника Отечества. Вам, будущим защитникам Отечества, я желаю крепкого здоровья, успехов в учебе. Желаю вам быть сильными, образованными, достойными памяти наших славных воинов-победителей.
Но 23 февраля - это не только День защитника Отечества - это и один из пятнадцати дней воинской славы России, пятнадцати самых ярких побед русского оружия. И самая первая победа была завоевана 767 лет тому назад в битве на Чудском озере – в Ледовом побоище. Это произошло 18 апреля 1242 года.
II. Путешествие в глубь веков.
Классный руководитель. Вот с этой даты мы и начнем наше путешествие. Передаю слово экипажу машины времени: командиру и штурману.
Командир: Внимание: мы погружаемся в глубь веков.
Штурман: Вот за окном мелькают столетия: девятнадцатое, восемнадцатое, шестнадцатое, пятнадцатое, тринадцатое.
Командир: Конечная остановка в тринадцатом столетии.
Штурман: Хорошо, что снами опытные и знающие экскурсоводы. Они расскажут нам о том, что происходило на Руси в это время.
Экскурсовод 1 В XIII веке Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью воспользовались монгольские завоеватели. Они разоряли русские города, уводили в рабство сотни тысячи людей.
Экскурсовод 2 Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей. Сначала шведские рыцари напали на Новгород. Новгородский князь Александр был в то время совсем молодым человеком – ему было всего лишь 20 лет. Он был похож на былинного богатыря. Это был высокий, крепкий, необычайно красивый юноша. Вот его портрет, а вот таким мы себе его представляем.
Экскурсовод 3 Узнав о нападении шведов, Александр Невский собрал свою дружину и ополчение и в стремительном бою разбил захватчиков. За эту победу нард прозвал князя Александра «Невским». Но захватчики не отказались от своих планов. Через два года теперь уже датские и немецкие рыцари двинулись на Псков. Князь Александр Невский во главе своей дружины выступил на защиту родной земли.
Командир Во время своего путешествия в XIII век мы обнаружили древнюю военную карту. Расшифровать нам ее помогут военные историки.
Историк 1 Это карта битвы на Чудском озере. В этой битве молодой князь Александр Невский (ему в то время было всего 22 года) проявил себя как мудрый и опытный полководец. Узнав, что рыцари движутся на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, Невский расположил свое войско у крутого берега озера. Его позиция была удобна тем, что враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. А неприятельское войско было для русских как на ладони, так как двигалось по открытому льду. Силы были приблизительно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон.
Историк 2 На этой карте мы видим схему сражения. Немецкие рыцари, как всегда, для атаки выстроились в форме тупого клина, который русские назвали «свиньей». Такой порядок не раз помогал рыцарям прорывать строй противника и громить его по частям. Но Александр Невский учел это и смог обмануть врага. Князь сосредоточил свои основные силы не в центре, куда была направлена основная мощь рыцарей, а на флангах. Это позволило ему окружить и уничтожить противника.
Историк 3 Закованные в тяжелые доспехи рыцари врезались в русское войско и решили, что победа уже за ними. Но внезапно их атаковали с флангов главные силы русских дружин – конники и лучники. Спасаясь бегством, рыцари в панике стали отступать на лед Чудского озера. Здесь они и нашли свою могилу.
Командир Внимание, направляемся в келью летописцев.
Штурман Они заняты описанием событий этой знаменитой битвы. Летописец 1
Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», XIII век: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…»
Летописец 2 «И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя божьими рыцарями».
Летописец 1 «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
Летописец 2 «На том стояла, и стоять будет Русская земля!»
Историк 1 Эти слова князя Александра Невского надолго отбили охоту у европейских захватчиков нападать на русские земли. Подвиги Александра Невского были высоко оценены в народе. Русская церковь причислила его к лику святых.
Историк 2
Великий советский режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский». Музыку к этому фильму написал великий композитор Александр Прокофьев.
Историк 3
А в XX веке в честь полководца был учрежден орден, которым награждали командиров вооруженных сил. Вот как выглядит этот орден.
 
 Орден Александра Невского. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 г. для награждения командного состава Советской Армии "за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину". Всего за подвиги и заслуги, совершенные в период Великой Отечественной войны, было произведено более 42 тысяч награждений

За проявленный героизм во время ВОВ были утверждены следующие ордена и медали:

Ордена

 $IMAGE1$
 
Орден «Победа». Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 г. Орденом "Победа", как высшим военным орденом, награждались лица высшего командного состава Советской Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Советской Армии. Орден "Победа" за № 1 был вручен Маршалу Советского Союза Жукову Г. К., а орден "Победа" за № 2 - Маршалу Советского Союза Василевскому А. М.
 
  Орден Славы. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943г. Награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Всего за годы Великой Отечественной войны кавалерами ордена Славы трех степеней стало около двух с половиной тысяч человек.

   Орден Суворова. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942г. для награждения офицеров и генералов Советской Армии за выдающиеся заслуги в деле организации и руководства боевыми операциями, а также за боевые успехи в боях по защите Родины, достигнутые в результате проведения этих операций. Имеет три степени. Всего было произведено свыше 7 тысяч награждений.
 
 Орден Ушакова. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944г. для награждения "офицеров Военно-Морского Флота за выдающиеся заслуги в организации, руководстве и обеспечении боевых операций и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину". Состоит из двух степеней. Всего было произведено около 300 награждений.
 
  Орден Кутузова. Учрежден Указами Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 г. (I и II степени) и от 8 февраля 1943 г. (III степень). Награждались командиры Красной Армии за хорошо разработанный и проведенный план операции - фронтовой, армейской или отдельного соединения, в результате чего противнику было нанесено тяжелое поражение, а наши войска сохранили боеспособность. Всего было произведено более 5,5 тысяч награждений

 
  Орден Нахимова. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 г. для награждения офицеров Военно-Морского Флота "за выдающиеся заслуги в организации, руководстве и обеспечении боевых операций и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину". Имеет 1 и 2 степени. Всего было произведено свыше 500 награждений.

 
  Орден Богдана Хмельницкого. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1943 г. для награждения рядового, сержантского состава, офицеров и генералов Советской Армии и Военно-Морского Флота, руководителей партизанских отрядов и партизан, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Состоит из трех степеней. Всего было произведено около 8,5 тысяч награждений.

 
 Орден Красной Звезды. Учрежден Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 г. Награждаются военнослужащие рядового и начальствующего состава Красной Армии, войсковые части и корабли, а также их соединения, коллективы, учреждения, предприятия и общественные организации, оказавшие выдающиеся услуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время. За заслуги и подвиги в годы Великой Отечественной войны было произведено более 2 860 тысяч награждений.


Орден Отечественной войны. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 г. Имеет две степени. Награждались как военнослужащие, так и гражданские лица. Представление к награждению гражданских лиц было прекращено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 октября 1947 г. Всего было произведено около 350 тысяч награждений.

Медали
 
Медаль "Золотая Звезда Героя Советского Союза». Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 г. За героизм, проявленный советскими воинами в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены более 11,5 тысяч человек. Из них 104 человека были награждены двумя медалями "Золотая Звезда", а Маршал Советского Союза Жуков Г. К. и военные летчики Кожедуб И. Н. и Покрышкин А. И. - тремя медалями.

   Медаль «За Отвагу». Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1938 г. Награждаются солдаты, матросы, сержанты, старшины, а также офицерский состав Советской Армии, ВМФ и пограничных войск "за личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза на театре военных действий, при защите неприкосновенности государственных границ или при борьбе с диверсантами, шпионами и прочими врагами Советского государства". В период Великой Отечественной войны было произведено более 4 миллионов награждений.

 
 Медаль "За боевые заслуги". Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1938 г. в период боевых действий в районе озера Хасан на Дальнем Востоке. Награждаются военнослужащие, а также лица, не состоящие в рядах Советской Армии, ВМФ и пограничных войск, "которые в борьбе с врагами Советского государства своими умелыми, инициативными и смелыми действиями, сопряженными с риском для их жизни, содействовали успеху боевых действий на фронте". В период Великой Отечественной войны было произведено несколько миллионов награждений.

 
 Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 г. для награждения как военнослужащих, так и гражданских лиц, принимавших непосредственное участие на фронтах Отечественной войны или обеспечивших победу своей успешной работой. Всего к началу 1977 г. награждено более 14 900 тысяч человек.

 
 Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. Награждались работники советского тыла, обеспечившие "своим доблестным и самоотверженным трудом победу Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне". Всего было награждено около 16 100 тысяч человек.
Командир Наше путешествие закончено. Внимание, включаем подъем.
Штурман Пункт назначения – февраль 2010 года.
III. Турнир будущих воинов.
Классный руководитель. Наше путешествие закончилось. Нужно сделать привал. А на привале можно померяться силами в смекалке и военной эрудиции. У нас в классе есть будущие защитники Отечества. Попрошу их построиться возле классной доски.
Вот такой у нас отряд дружных, боевых ребят! Наши девочки подготовили для вас испытание, чтобы проверить ваши военные знания.
Разминка перед боем  
Девочка 1. Как и положено, перед боем проводится артиллерийская подготовка. Так мы и назвали наш первый конкурс – «Артподготовка».
Девочка 2. Для нее мы приготовили вам нетрудные вопросы. А вы не зевайте, ответами своими в цель попадайте!
(Девочки по очереди задают вопросы, мальчики отвечают.)
1. Самолеты, парашюты, вертолеты – какой род войск? (Воздушно-десантные.)
2. Три большие звездочки на погонах – какое воинское звание? (Майор.)
3. Было в истории два побоища, - назовите, какие? (Ледовое, Мамаево)
4. У моего брата зеленая фуражка, - в каких войсках он служит? (В пограничных)
5. Склад оружия – как назвать одним словом?
6. Какому событию исполнилось 765 лет в 2007 году? (Ледовому побоищу)
7. Один Макаров, другой Калашников – что это за парочка? (Пистолет и автомат)
8. Очень симпатичное животное, по имени которого назван боевой строй рыцарей – какое? (Свинья)
9. По земле и по воде, – какая машина может проехать? (Амфибия)
10. Папка для военных карт – что это? (Планшет)
  Полоса препятствий  
Девочка 3. Артподготовка прошла успешно, все цели поражены. Теперь вас ждет полоса препятствий.
Девочка 4. Первое препятствие – огонь.
Девочка 3. Огонь. Что надо иметь. Чтобы выполнить такую команду? (Пистолет, автомат, винтовка, граната, огнемет, пушка, зенитка, танк)  
Девочка 4. Теперь проверим вашу огневую подготовку. Соревнование на точность попадания.
Девочка 3. Мы рисуем на доске мишень и вручаем вам по гранате (выносят поднос с комочками бумаги)
Девочка 4. Сможете ли вы попасть в мишень?
Девочка 3. Ну что ж, у всех наших ребят огневая подготовка на «отлично»!
Девочка 4. Второе препятствие – вода.
Девочка 3. Кто препятствие пройдет, тот на флот служить пойдет!
Девочка 4. В четырех частях света есть Российский Военно-морской флот.
Девочка 3. Назовите четыре флота России. (Тихоокеанский, Северный, Черноморский, Балтийский)
Девочка 4. Отлично! К службе на флоте вы готовы! А теперь вам нужно выбрать морскую форму.
Девочка 3. Я называю предметы военной одежды, вы запоминаете только те, которые подойдут для моряка: пилотка, гимнастерка, тельняшка, сапоги, клеш, ботинки, бушлат. (Тельняшка, бескозырка, клеш, ботинки, бушлат)
Девочка 4. Ну, вот и второе препятствие прошли наши ребята.
Девочка 3. И мы можем сказать, что морская служба им по плечу.
Девочка 5. Ну и, наконец, третье препятствие – медные трубы.
Девочка 6. Это самый главный инструмент военных оркестров.
Девочка 5. А когда играет оркестр, звучит военная песня!
Девочка 6. Мы сейчас проверим, знаете ли, военные песни?
Девочка 5. мы будем напевать первую строчку песни, а вы должны продолжить и спеть вторую строчку.
 Девочка 6. У солдата выходной – пуговицы в ряд…
  (Ярче солнечного дня золотом горят.)
Девочка 5. Солдатушки, браво, ребятушки, где же ваши жены…
  (Наши жены – пушки заряжены, вот где наши жены…)  
Девочка 6. Потому, потому что мы пилоты,
  Небо наш, небо наш родимый дом…
  (Первым делом, первым делом самолеты,
  Ну а девушки, а девушки потом.)
Девочка 5. Расцветали яблони и груши,
  Поплыли туманы над рекой
  (Выходила на берег Катюша,
  На высокий на берег крутой)
Девочка 6. Эх, путь – дорожка фронтовая,
  Не страшна нам бомбежка любая…
  (А помирать нам рановато,
  Есть у нас еще дома дела.)
Девочка 5. На границе тучи ходят хмуро,
  Край суровый тишиной объят…
  (У высоких берегов Амура
  Часовые Родины стоят.)
Девочка 6. Наверх вы, товарищи, все по местам,
  Последний парад наступает…
  (Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
  Пощады никто не желает)
Девочка 5. Нам нужны такие корабли на море,
  Чтобы мы могли с любой волной поспорить…
  (Маяки нужны и нужен нам локатор,
  А еще нужны нам верные ребята.)
Девочка 6. Ну что ж, наши ребята смогли преодолеть полосу препятствий.
 Девочка 5. Прошли и огонь, и воду, и медные трубы, а значит, они смогут стать настоящими защитниками Отечества!
Девочка 1. Мы поздравляем вас, ребята!
  Желаем вам армейского здоровья,
Девочка 2. Силы воли, твердости духа,
  Смелости, удачи.
Девочка 3. Пятерок всем в придачу!
Девочка 4. В учебе и в спорте не отставать!
Девочка 5.В трудные минуты не унывать!
Девочка 6.И перед трудностями не отступать!
IV. Подведение итогов.
Классный руководитель. Ребята, вот и закончилось наше путешествие по одной из страниц воинской славы России. Я надеюсь, что наш классный час затронул ваши сердца и вызвал у вас чувство гордости за наш народ, за его славную историю. Наверняка, вы увидели, что мужество и героизм Александра Невского заслуживают нашего восхищения. Думаю, что такие классные часы помогут нам научиться проявлять жалость и сострадание к воинам, погибшим в боях, к их семьям и близким и презирать тех, по вине которых гибнут люди.  

  Список литературы:  

1. Интернет - Методическая копилка. Классный час. Тема: «На страже Родины». 
  Учитель - Калье Э.Г. (для учащихся 4-6 классов)
2. Интернет - Ордена и медали Великой Отечественной войны.  
3. Дробинина Н.Н.- Классные часы 4класс./ Москва «ВАКО» - 2008г.
Разработали: Л.М. Дорожкина, С.И.Терновых, Н.А. Коврова.

Просмотров: 2227 | Добавил: mezencevo | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024